В декабре 2020 г. Верховная Рада снизила ставку налога на добавленную стоимость для аграриев с 20% до 14%. Народные депутаты одобрили во втором чтении соответствующий законопроект №3656. Теперь слово за президентом.
Напомним, пониженная ставка НДС введена для такой сельскохозяйственной продукции: крупный рогатый скот, свиньи, пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, соевые бобы, семена льна, семян рапса, семян подсолнечника, семена и плоды прочих масличных культур, сахарной свеклы – передает biz.liga.net.
В пояснительной записке уточняется, что снижение ставки не приведет к масштабным искажениям в структуре поступлений/потерь НДС ни для одной из заинтересованных сторон (государство/предприятие).
При этом перерабатывающие предприятия смогут сэкономить 6% расходов при закупке продукции за счет меньших налоговых обязательств производителя, а стимулы для оптимизации налоговых обязательств – «скручивания» – исчезнут.
Следовательно, произойдет детенизация аграрного производства, а бюджет получит существенные преимущества, отмечают авторы законопроекта.
По словам председателя комитета Рады по вопросам аграрной и земельной политики Николая Сольского, снижение уменьшит налоговую нагрузку на производителей сельхозпродукции, что позволит уменьшить стоимость сырья на сумму снижения НДС уже для переработчиков такой продукции.
Однако с даты первого рассмотрения законопроекта – он вызвал массу дискуссий. На сегодняшний день законопроект №3656 передан на подпись президента. Подпишет ли он его?
Приведем мнения, противоположные мнению ВР.
Итак, как сообщает Центр анализа публичных финансов и публичного управления Киевской Школы Экономики, принятый Радой законопроект №3656, противоречит принципам сотрудничества с МВФ и не соответствует положениям Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
"Проект закона противоречит принципам сотрудничества с МВФ. В действующем меморандуме с Фондом Украины обещает: "В течение программного периода мы будем воздерживаться от введения новых освобождений от уплаты налогов или налоговых льгот (за исключением уже принятых освобождений, применяемых для расходов на здравоохранение, связанных с COVID)", – подчеркивают экономисты.
Также отмечается, что принятый Радой документ не соответствует положениям Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, согласно которому Украина обязуется приблизить свое законодательство с законодательством ЕС, в том числе, в части Директивы ЕС № 2006/112/ЕС от 28.11. 2006 о совместной системе НДС.
"В соответствии с ч. 2 ст. 98 указанной Директивы сниженные ставки применяются только для товаров для непосредственного потребления, а не производства (как предусмотрено перечнем товаров, на которые предлагается установить льготную ставку 14%).
К тому же, для предотвращения возникновения структурной неуравновешенности в Сообществе и искривлению конкуренции в некоторых направлениях деятельности, устанавливается минимальная стандартная ставка в размере 15% с возможностью пересмотра", – пояснили в КШЭ.
Кроме этого, в сопроводительных к законопроекту документах отсутствует обоснование, почему для аграриев нужно снижать ставку НДС, почему ее следует снижать именно до такого размера.
"Неизвестно также, какие именно компании станут ключевыми бенефициарами этой льготы, как это повлияет на объем налогов, которые они платят в бюджет, и главное – что в результате такой ставки получит все государство", – говорится в сообщении.
Также к законопроекту не представлено финансово-экономическое обоснование – соответственно, не известно, как принятие законопроекта повлияет на выполнение закона о бюджете-2021.
Другие эксперты высказали мнение о том, что снижение НДС в первую очередь позволит агрохолдингам «переделить» рынок переработки аграрной продукции и дополнительно заработать от 5,5 до 8 млрд грн.
Вызывают вопросы и почему именно 14%; и почему эти проценты позволят переделить рынок. Над этими вопросами размышляет Сергей Лямец в своем посте ФБ. Сергей Лямец пишет: секрет в так называемых ножницах цен.
Сегодня есть заводы по переработке, скажем, семечек или молока. У них своего сырья нет, его нужно закупать на стороне. Сейчас они рассчитывают налоговый кредит исходя из ставки 20%, а будут из ставки 14%. То есть, на них ляжет обязанность заплатить государству дополнительно 6% НДС. Естественно, в краткосрочной перспективе бюджет не пострадает, но пострадает переработчик. Однако в долгосрочной перспективе бюджет все-таки пострадает.
У переработчика будет еще одна проблема. В сопроводительных документах к законопроекту пишут, что поставщики сырья снизят цену. Однако это маловероятно. Разницу переработчик оставит себе. А если смотреть со стороны переработчика, то поставщик даже повысит цену сырья. Ведь теперь переработчику придется еще и сверху доплатить НДС.
То есть снижение НДС до 14% резко ударит по прибыльности переработчиков, у которых нет своего сырья. А это и заводы по переработке семечек, и заводы по переработке сои, и молочные переработчики. Зато в выигрыше будут крупные агрохолдинги, у которых есть свое сырье.